Герб ЗАТО города Железногорска

Совет депутатов
ЗАТО г. Железногорск

Онлайн-приемная

Иван Филиппович Чуприна: о новой политической системе

Фото: И. Чуприна и А. Ромашов. Архив края

Иван Филиппович Чуприна занимал должность председателя исполкома городского совета Железногорска в 1990-1992 годах.

В разговоре Иван Филиппович вспомнил о том, как формировалась новая власть, как работалось при многопартийности, и кто был его коллегами в те времена.

- Вы в девяностые годы возглавили исполком совета. Анатолий Алексеевич  Ромашов стал председателем совета. Вы возглавили исполком. Там был такой слом власти, изменилась система. Что привело к этому слому и на пользу ли он пошел?

- Трудно сказать на пользу ли, но дело в том, что в это время в городе пошла многопартийность, и Анатолия Алексеевича начали жать со всех сторон. Я был тогда коммунистом. Я работал с 75 года – депутатом, в основном возглавлял депутатскую группу из 15 человек. Тогда это было очень интересно.

Началась многопартийность и в городе начали образовываться партийные организации. И в это время поступило указание из Москвы: разделить исполком и городской совет. Моя кандидатура оказалась самой подходящей на должность председателя исполкома. Мои функции были широкие, знакомства широкие, я проводил планерки городские.

Вячеслава Ивановича Пануса   мне тогда сказал: «Иван Филиппович, у нас нет другой кандидатуры, надо идти, потому что мы отобрали всех коммунистов, никто не хочет, а вот ты пройдешь туда и будет свой руководитель исполкома». Надо, значит, надо. Партия сказала, значит, надо.

30 марта 1990 года состоялась первая сессия в новых политических условиях. На ней были утверждены 19 депутатских комиссий, 12 депутатских групп и штаты аппарата Горсовета. 23 депутата вошли в Президиум Совета.

В свою очередь, в исполкоме были сформированы отделы и объединения, утверждены заведующие, созданы комиссии.

Тогда депутатов было 180 или даже больше. Доступность, гласность была. Собрали сессию, и меня избрали председателем исполкома. Начали работать с Анатолием Алексеевичем в одном кабинете: он председатель совета, я председатель исполкома. На председателе исполкома практически лежала тогда вся власть главы.

Я как-то втянулся в работу, хотя бурные были все заседания. Знакомых депутатов было много, тем более у меня такая работа. Я помню Сергея Сергеевича Воротникова – в свое время, когда мы работали на стройке, он главным энергетиком, кабинеты были рядом.

В 1991 году прошло разделение, министерство финансов СССР ликвидировали, Михаил Горбачев отказался от должности президента, и власть перешла вся Борису Ельцину, так и было образовано министерство финансов Российской Федерации. Замминистра финансов СССР был Андрей Астахов, он перешел замминистром Российской Федерации. Я уже был знаком с ним. Бюджет нашего города начал формировать уже не в СССР, а в России.

Я с Анатолием Алексеевичем Ромашовым продолжал работать. Вот этот период я могу назвать самым серьезным, но надо сказать, у меня он получился.

В это время городской совет собрался уменьшать число депутатов, переизбирать Анатолия Алексеевича. У  нас уже образовалось 6 партий.

Борис Ельцин тогда издал указ ликвидировать исполкомы. Все это восприняли,  и деньги, и власть были под управлением исполкома. Я был единоначальником. Пришло указание сократить число депутатов. В итоге у нас осталось 35 человек, я не вмешивался в это дело. Практически появилась структура, которая имела свои штаты.

На исполкоме стало труднее уже согласовывать какие-то вопросы, там 6 партий, 6 мнений.

У меня было 54 человека в исполкоме. Горком партии ликвидировался, горком ВЛКСМ ликвидировался и горком профсоюза ликвидировался. Все это ушло.

Следующая бурная реакция: все-таки пришел указ президента расформировать исполкомы, назначить губернаторов, назначить глав городов, и эти кандидатуры с горсоветами согласовать.

 

Стоит отметить, что также Иван Филиппович Чуприна долгое время  возглавлял Центр занятости населения Железногорска, но большую часть своей жизни он проработал строителем в Управлении строительства «Сибхимстрой», всегда возглавляя самые трудные и самые ответственные участки. И для истории Железногорска его можно считать практически уникальным человеком.